Режиссёр Алекс де ла Иглесия пока не так хорошо знаком российскому кинозрителю, однако есть ощущение, что после выхода в прокат «Печальной баллады для трубы» количество поисковых запросов с именем этого режиссёра из российского сектора значительно возрастёт.
Если вкратце, то это история про обезумевшего от несчастной любви Белого Клоуна и его отнюдь не символическом противостоянии с Клоуном Рыжим в борьбе за сердце Танцовщицы…
В описании эта история выглядит анекдотично, отчасти она и является своеобразным анекдотом. Но, как это часто бывает в фильмах Алекса-де ла Иглесии, анекдот этот перевёрнут с ног на голову, обёрнут в красочную гротескную упаковку и пропитан патологическим безумием, причём, не столько безумием главного героя, сколько — всеобщим.
Основное действие происходит в 1975 году, в последние месяцы жизни генерала Франко, с которым довольно тесно была связана жизнь инфантильного Хавьера, у которого «не было детства», и чей отец, рыжий клоун, пал жертвой режима.
В свои почти сорок лет Хавьер приходит в цирк работать грустным (Белым) клоуном и тут же влюбляется в красавицу-гимнастку Наталию, чьё сердце навеки отдано партнёру Хавьера по сцене — Серхио, рыжему клоуну, невоздержанному психопату и садисту, которого, тем не менее, любят дети…
Дальнейшие события под принимают трагический оборот, но на ЭТО лучше всё-таки посмотреть в кино. Именно в кино и на большом экране.
Уж не знаю, стоит ли принимать совсем не символическую борьбу Хавьера и Серхио за классический пример эдипова комплекса, но то, что всё действие в конце происходит на гигантском фаллическом храме-кресте, который строился с самого начала «регенства» Франко явно намекает не столько на анализ умопомрачения главного героя, сколько на отношение автора к историческому контексту этой печальной истории.
Кстати, именно название фильма, как и песня, как это ни странно, скорее всего дают ключ к пониманию правильного контекста.
Название фильма — это строчка из песни певца Рафаэля — «Balada de la trompeta».
В этой песне в клоунском гриме Рафаэль надрывно поёт о том, как звук трубы напоминает ему о прошлом, о котором он с болью в сердце грустит, но помнит обо всём, что ушло, прошло и вообще умерло. Сама эта песня в фильме играет важную роль, но вот что забавно: несмотря на то, что образ певца, поющего о душевной боли в гриме Рыжего клоуна явно рифмуется с тем, какая драма разворачивается в недружном клоунском коллективе, в самом начале фильма, когда отца Хавьера вместе со всеми мужчинами-циркачами насильно забривают в армию сопротивления, во-первых, клоун-солдат с мачете, а, во-вторых, усмешка «так вот кто меня хотел победить» — явно рифмуется с тем, что происходит в финале вроде как на втором плане: охотой Франко, покушением на него, строительством храма и т. д.
Плюс, второе, жаргонное значение слова «balada» в испанском — «сговор».
Но, помимо того, что эта история — многослойна, хоть и на первый взгляд проста, её просто интересно смотреть. Несмотря на то, что у Алекса де ла Иглесии не все фильмы хороши, его чувство стиля и фактуры материала даже откровенно плохие сюжеты, вроде «Операции «Мутанты», вытягивает за счёт интересных визуальных решений, ярких или забавных деталей и общего визуального стиля. Его предыдущие фильмы — «Оксфордские убийства» и «Идеальное преступление» были весьма интересными, очень неплохими и жанрово-безукоризненными. Не говоря уже о том, что в «Оксфордских убийствах» великолепный продакшн-дизайн был где-то на уровне «Семи» и «Игр разума». «Печальная баллада…» по визуальным находкам оказалась на порядок круче и «Идеального преступления», и «Оксфордских убийств», и, при этом, на два порядка пронзительнее.
Как раз, как тот самый печальный звук трубы.
P.S. И вот вам бойкий испанский трейлер фильма с приветствием самого режиссёра:
0 комментариев:
Отправить комментарий