На Берлинском "Сексинале" Сокурову не нашлось места

Кадр из фильма "Кармен из Хайелитша". Фото с сайта www.berlinale.de
Подведены итоги 55-го Берлинского кинофестиваля. Для нас они печальны: фильм Александра Сокурова "Солнце" (2005) не получил ничего. Если до сих пор его картины, уступая главные призы, получали хотя бы утешительные, то на этот раз фестиваль и пресса картину из России словно не заметили вообще. Почему?
Ваш корреспондент по ряду личных причин в этом году пропустил Берлинале и не видел конкурентов Сокурова. Поэтому позволю себе только гипотезы, основанные на показаниях международной прессы и некотором собственном фестивальном опыте.
Фестивали — большие ярмарки тщеславия. И давно замечено, что там все решает не художественное качество картин. Гораздо чаще — амбиции и тактические приоритеты фестивальных директоров, личные вкусы председателей жюри, политические конъюнктуры и умение авторов правильно себя позиционировать.

Кадр из фильма "Кармен из Хайелитша". Фото с сайта www.berlinale.de
Даже очень хороший фильм может не вписаться в планы директора — и пролететь. Скажем, в этом году Дитер Косслик декларировал три приоритета: политика, футбол и порно. Ни в одну из категорий Сокуров не укладывается. В поисках своих личных открытий Косслик поставил на кино Африки — и вот "Золотой медведь" достается южноафриканскому фильму Марка Дорнфорда-Мэя "Кармен из Хайелитша" /U-Carmen e-Khayelitsha/ (2005) (Berlinale) — экранизации оперы Бизе, переведенной на язык южноафриканских племен и перенесенной в современный Кейптаун.
Перед нами типичный для фестивалей последних лет случай: пытаются сравнивать несопоставимое. Три года назад в Берлине из всех игровых фильмов был выбран анимационный — хороший, но сработанный по иным художественным законам. Год назад каннское жюри из всех игровых фильмов предпочло документальный, ибо он укладывался в политическую ситуацию предвыборной горячки в Америке. Теперь из всех драм лучше всех оказалась опера. Как любитель оперы, я мог бы аплодировать: наши победили! Но сравнивать кинооперу с обычным кино — что сравнивать кислое с зеленым. Победа кинооперы, даже гениальной, может означать только то, что члены жюри впервые услышали "Кармен", и что она их потрясла, как и факт, что ее можно петь на языке ксоза.
Остается предположить, что жесткая установка Косслика во что бы то ни стало открыть новый киноконтинент — здесь сработала на все сто. "Мы хотели поместить Африку на кинокарту мира — и сделали это", — сказал директор на церемонии закрытия Берлинале.

Кадр из фильма "Обвиняемый". Фото с сайта www.berlinale.de
Вторая установка нынешнего Берлинского фестиваля — коммерчески эффективный скандал. Для этого секс и порно, которые уже давно исподволь культивировались в Берлине, вводятся в число официальных приоритетов. Отклик не заставил себя ждать: "Сексинале", как уже прозвали нынешний Берлинале, впервые привлек столь оживленное внимание желтой прессы. Смакуют подробности создания "Глубокой глотки" — скандального фильма 70-х (фильм "В глубокой глотке" /Inside Deep Throat/ (2005)). Трудные пути восхождения порнозвезд к славе стали предметом нескольких картин, включая конкурсное "Капризное облако" /Wayward Cloud, The/ (2005) (Berlinale) из Тайваня. Француженка Катрин Брийа, автор шокирующих упражнений на темы сексуальной экзотики, провела в Берлине семинар для молодых кинематографистов под названием "Режиссура секса". Поп-секс-стар Джордж Майкл прибыл, чтобы представить фильм "Другая история" /Different Story, A/ (2004) — о своей сексуальной жизни. И наконец, на закрытии фестиваля показали шокирующий фильм из Дании "Обвиняемый" /Accused/ (2005) (Berlinale) — о человеке, который совратил свою 11-летнюю дочку и обвинен в педофилии. Шок для публики, по свидетельству рецензентов, был связан не с предметом фильма, а с моральными установками его автора. Режиссера Якоба Туесена интересует не степень вины или невиновности его героя, а то, как тяжело переживает педофил обстановку общей неприязни и подозрений. "Его же арестовали прямо на работе!" — ужасается автор, оставляя за скобками судьбу изнасилованной дочки.

Кадр из фильма "Павлин". Фото с сайта www.berlinale.de
Так что директор Косслик в своих попытках определить новое лицо Берлинале весьма преуспел — правда, с риском потерять статус одного из главных европейских смотров кино, которое имеет право называться художественным.
Могло ли вписаться в этот контекст исследование природы тоталитарной власти, которое предпринял Сокуров, да еще на столь незлободневном для такого киноконкурса материале, как поражение Японии во Второй мировой войне?
Вторая причина хронических неудач Сокурова — его позиция непонятого художника-одиночки, которую он декларирует. Когда публикуются интервью под вызывающим заголовком "В Голливуде нет хороших режиссеров" — согласитесь, это тут же вызывает встречный вопрос: "А судьи кто?". Вспоминаешь неестественность текстов и актерской игры в фильмах Сокурова, а также его неумение установить со зрителем контакт — если художник сплошь да рядом оказывается понят неверно, значит, ему нужно обратить внимание на внятность своей речи. Скандальные пресс-конференции Сокурова в Канне, его высокомерие по отношению к прессе и коллегам, демонстративный выход из Европейской киноакадемии на том основании, что та присудила приз только его оператору, — все это не могло не вызвать ответного раздражения. Это раздражение читается во многих публикациях последних лет, как отечественных, так и в западных.
Теперь это все больно ударило по наиболее совершенному, во многом выдающемуся его фильму. "Солнце" оказалось демонстративно не замеченным на Берлинале.

Кадр из фильма "Софи Шолл — последние дни". Фото с сайта www.berlinale.de
Другие награды фестиваля распределились так. "Серебряный медведь" достался китайской семейной драме "Павлин" /Peacock/ (2005) (Berlinale) — о попытках героев в маоистском Китае сохранить личную внутреннюю свободу. Постановщик картины Гу Чанвей известен как оператор фильма "Прощай, моя наложница" /Farewell My Concubine/ (2005). Лучшей актрисой названа Джулия Йентч, сыгравшая главную роль в немецком фильме об антинацистском сопротивлении "Софи Шолл — последние дни" /Sophie Scholl — The Final Days/ (2005) (Berlinale) режиссера Марка Ротемунда. Этот фильм получил также приз Экуменического жюри и "Серебряного медведя" за режиссуру. "Серебро" за лучшую мужскую роль ушло к 17-летнему Лу Тэйлору Пуччи, сыгравшему парнишку переходного возраста в фильме "Сосунок" /Thumbsucker/ (2005) (Berlinale). "Голубой ангел" за "лучший европейский фильм" слетел в руки Хани Абу-Ассада, режиссера фильма "Рай сегодня" /Paradise Now/ (2005) (Berlinale). Жюри ФИПРЕССИ под председательством Андрея Плахова вручило свой приз тайванскому фильму "Капризное облако" Цай Мин-Ляна — порнографическому мюзиклу, как определили его жанр критики. Такой выбор ставит жюри международной кинопрессы в щекотливую ситуацию — ведь именно международная пресса писала о картине в саркастических тонах, живописуя зрителей, которые, не в силах выдержать зрелище, толпами уходили с середины.

Кадр из фильма "Рай сегодня". Фото с сайта www.berlinale.de
Таким образом, усилия Косслика по созданию нового имиджа Берлинале и демонстрации своих личных открытий на кинокарте мира привели к результату почти комическому. С карты исчезли кинематографии США, Франции, Италии, Испании, Англии, России — те, что доминировали в кино ХХ века. Их заместили киногении стран, где уже научились снимать в цвете и со звуком. Первых звезд мира одной левой побивают сосунки (вспомним в связи с победой 17-летнего Пуччи победу 12-летнего японца Ягира Юя в прошлогоднем Канне). А Германия взяла реванш за многолетние неудачи на фестивалях — компатриоты Косслика увели сразу двух "Медведей".
Что же касается африканских открытий Косслика, то он здесь, сам того не ведая, стал всего лишь плагиатором идеи — программа "Планета Африка" уже много лет существует на кинофестивале в Торонто, а в 2001-м там прошла еще одна "Кармен" — тоже киноопера, но из Сенегала. Однако выдать столь специальный и по природе театральный жанр за высшее кинематографическое достижение никому не пришло в голову.

Кадр из фильма "Капризное облако". Фото с сайта www.berlinale.de
Берлинале определенно погубит страсть во что бы то ни стало, пусть даже вопреки здравому смыслу быть оригинальным. Сейчас его возглавляет Косслик, человек в неизменном красном шарфе и с повадкой образцовского конферансье. Три года его правления ясно показали: перед нами не столько знаток и болельщик хорошего кино, сколько профессиональный шоумен. Поэтому Берлинский фестиваль так перекосило, поэтому решения его жюри все чаще встречают свистом и хохотом.
Источник
0 комментариев:
Отправить комментарий