среда, 31 августа 2011 г.

Why so serious?


Есть такой актерский стереотип – будто бы заставить зрителя плакать может всякий, а рассмешить его по-настоящему удается лишь избранным. Это похоже на правду – хороших комиков, в самом деле, не так уж много.


Впрочем, и у этой медали есть обратная сторона. Попробуй заставить зрителя переживать, когда у тебя лицо Ллойда Кристмаса или мистера Бина. Попробуй вызвать у него слезы, когда он видел тебя, например, поджигающим собственный бздеж.


Хороших комиков, в самом деле, не так уж и много. Но еще меньше тех, кто умеет всяко.



Бен Стиллер – живая иллюстрация на тему «не нужно чинить то, что работает». Один из самых кассовых комиков Голливуда, он не балует зрителя разнообразием: публика готова платить вновь и вновь, лишь бы посмотреть, как Бен душит собачку, или воюет со своей ширинкой.


Между тем, он – вполне универсальный актер, просто об этом мало кто знает. Похоже, Бен Стиллер обречен вечно жить в тени Гейлорда Факера.


Где смешно


Почти везде в «Все без ума от Мэри», «Образцовом самце» и «Знакомстве с родителями», эпизодически – в «А вот и Полли» и «Знакомстве с Факерами».


Где не смешно


Отдельным пунктом в фильмографии Стиллера стоит «Вечная полночь» - совершенно не смешная лента, где Бен весьма достоверно сидит на игле. Кроме того, есть «Сохраняя веру» (к слову, режиссерский дебют Эдварда Нортона).


Там двое друзей – католический пастор и раввин (разумеется, Стиллер) влюбляются в одну девушку, и ситуация эта, прямо скажем, тоже не обхохочешься.



Король сортирного гэга, гуттаперчевый мальчик, ночной кошмар физиономиста, персонаж, беззастенчиво поправший общепринятые представления о человеческой анатомии, Джим Керри имел репутацию легкомысленного паяца до 98-го.


В 98-м на экраны вышло «Шоу Трумена» Питера Уира, и мир уважительно притих.


Актер, чьей территорией мы считали амплуа «еще тупее», не попал в «оскаровский» шорт-лист по единственной причине – снобы-киноакадемики побоялись обвинений в популизме.


Где смешно


Керри, конечно, комик от бога: он смешон даже в образе Смерти (которую играл в ленте Роджера Найгарда «Нервы на пределе»). Но самые уморительные выходы Керри состоялись у братьев Фаррелли и Тома Шедиака.


Их фильмы можно использовать в качестве теста. Если человек не смеется на «Тупом и еще тупее», «Эйсе Вентуре», «Лжеце, лжеце» или «Брюсе всемогущем», значит, в его организме вообще отсутствует эта функция.


Где не смешно


За «Шоу Трумена» последовала череда серьезных ролей у серьезных людей – в «Человеке на Луне» Милоша Формана, в «Маджестике» Фрэнка Дарабонта, в «Вечном сиянии прекрасного разума» Мишеля Гондри, в «Номере 23» Джоэла Шумахера.


Джим Керри давно доказал миру, что умение складывать лицо в оригами – не единственный и не главный его талант.


Впрочем, не смешно было и в недавней ленте «Всегда говори «Да», но это уже по другой причине.



В сравнении с ужимками Роуэна Эткинсона покажется скупой и мимика Джима Керри – это что-то совсем уж инопланетное. Пожалуй, Эткинсон – заложник одной роли в большей степени, чем Мэтт Леблан, Роберт Энглунд, Владимир Конкин или кто-то еще.


Чтобы избавиться от нежелательных ассоциаций, Эткинсону нужно приходить на съемки как минимум с индейкой на голове.


Где смешно


В «Мистере Бине» (в первую очередь, в телесериале). В «Крысиных бегах» Джерри Цукера. Местами, в «Агенте Джонни Инглише».


Где не смешно


Учитывая обстоятельства, «серьезными» ролями Эткинсона придется считать те, в которых он хотя бы не слишком хлопочет лицом. Такие он сыграл в «Четырех свадьбах и одних похоронах» Майка Ньюэлла и в «Реальной любви» Ричарда Кертиса.


А вот вопрос для прожженных синефилов: кто-нибудь помнит Эткинсона в «Никогда не говори никогда»?


Впрочем, Эткинсон – это смешно всегда. Ведь что бы ни происходило на экране, невозможно не представлять себе, как его герой набрасывается на сушилку для рук в туалете или хлопает у кого-нибудь над ухом бумажный пакетик с блевотиной.



Адам Сэндлер – стал комиком по какому-то преступному недосмотру небес.


Верно, в его фильмографии преобладают комедии, и среди них даже встречаются смешные. Но это не благодаря, а вопреки Сэндлеру – человеку, который немногим смешнее домкрата. Это, конечно, не означает, будто Адам Сэндлер – плохой актер.


Вот парадокс: один из самых популярных и высокооплачиваемых клоунов планеты лучшие свои роли сыграл в очень непростых и серьезных фильмах.


Где смешно


В «Управлении гневом». А при наличии обостренного чувства юмора, и в «Маленьком Никки», и в «Чак и Ларри: пожарная свадьба», и в «Миллионере поневоле».


Где не смешно


Уж не знаю, каким таким сверхчутьем Пол Томас Андерсон разглядел в Сэндлере актерские способности, но он взял младшего сына Дьявола на главную роль в своей «Пьянящей любви». И, хотя, в номинации на «Золотой глобус» было указано «Лучший актер в комедии или мюзикле», это, поверьте, не самый смешной фильм на свете.


Впрочем, он может показаться смешным на фоне ленты Фрэнка Корачи «Клик» (у нас это еще переводили как «С пультом по жизни»), которая окончательно вывела Сэндлера в супертяжелую актерскую категорию.


Удивительный этот фильм действительно начинается как комедия, но по мере продвижения к финалу, все больше мрачнеет, а на титрах впору уже рыдать – отнюдь не от смеха.



У Билла Мюррея такое лицо, что едва взглянув на него, сразу и очень отчетливо понимаешь, насколько это вообще рядом: грустное и смешное.


Вечно помятый вид, грустные и умные - как у бассета – глаза. Лично я не припомню, чтобы Билл Мюррей пускал на зажигалку ветры или выбирался у носорога из задницы.


Нет никакой возможности объяснить, как именно он добивается столь сокрушительного комического эффекта. Нет никаких шансов понять, что именно делает его одинаково востребованным у таких комедиографов, как Айвен Райтман и Харольд Рэмис и у таких умников, как Джармуш или Уэс Андерсон.


Где смешно


В комедийных телешоу Стива Мартина и Родни Дэнжерфилда. В такой немеркнущей классике, как «День сурка», «А как же Боб?», «Охотники за привидениями».


Где не смешно


В «Трудностях перевода», «Водной жизни со Стивом Зиссу», «Сломанных цветах». Отдельным пунктом – лента «Бешеный пес и Глория», где Роберт Де Ниро играет трусливого копа, а Билл Мюррей – крутого гангстера, хотя, казалось бы, должно быть наоборот.


Андрей Зимоглядов



Теги




Источник

0 комментариев:

Отправить комментарий

Twitter Facebook Favorites